Лектории «Иконопись» в ЦМД. Лекция N12 на тему: «Иконография праздника «Торжество Православия», система росписи православного храма».

30.03.2024г. В Лектории «Иконопись» при Центрах Московского Долголетия «Выхино», «Кузьминки-Текстильщики» в клубе  «Православие» состоялась лекция N12 на тему: «Иконография праздника «Торжество Православия», система росписи православного храма». Лектор, член ассоциации искусствоведов, преподаватель изобразительного искусства Анна Александровна рассказала на лекции о самой сущности иконы, как сакрального изображения (понятие «образа» и «прообраза»), об истории Праздника и особенностях его изображения. В беседе обратились к системе росписи православного храма, и коснулись традиции и символики расположения определенных образов на стенах храма. Кроме того, она подготовила краткий рассказ: «Что же это за праздник с таким удивительным названием «Торжество Православия»»?

Если мы обратимся к самому словосочетанию, то синонимы к слову «торжество» — это «победа», «триумф», «праздник», а слово «православие» означает «правильное», т.е. «верное», «истинное» «славление», т.е. прославление. Таким образом название праздника означает Победу истинного прославления Бога (над неверным, неистинным). Как мы знаем из истории Христианства, очень рано между верующими возникали споры в понимании сущности Бога, самих слов, терминов, описывающих Пресвятую Троицу, и таким образом возникали заблуждения, ереси. Было созвано несколько Вселенских соборов, на которых умнейшими богословами своего времени соборно, т.е. вместе, сообща, были выработаны, оформлены истинные догматы веры и богослужения. На VII Вселенском соборе, который прошел в Никее в 787 году, было установлено иконопочитание:

«Определяем, чтобы святыя и честныя иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение честного и животворящаго Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества… будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей.- Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей приличествует одному только божественному естеству»

(цит. по https://www.pravenc.ru/text/387113.html).

Однако, через четверть века иконоборчество вернулось, начались новые жестокие гонения на иконопочитателей. В 843 году императрицей Феодорой в Константинополе был созван Собор, подтвердивший деяния VII Вселенского Собора. В память этого события в 843 г. было установлено в 1-е воскресенье Великого поста ежегодное празднование, вошедшее в церковный календарь под названием «Торжество Православия».

Самая ранняя из дошедших до нас икон, изображающая это событие, датируется 14 веком, написана в Византии (в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне). (Ее подробное описание можно прочесть в ст. Ирины Редько https://www.pravmir.ru/ikona-ikonopochitatelej). Эту иконографию, а также с измененной ярусностью и дополненную архитектурными сооружениями мы встречаем в дальнейшем.

После победы иконопочитания развивается церковное изобразительное искусство. В этот период византийская Церковь осуществляла миссию среди славян, неся не только свет Христовой веры, но и искусство и науки. Образованность стала необходимым условием проповеди, а искусство, по выражению Л. А. Успенского, играло роль проводника веры: «Принимающие христианство народы принимают и его образный язык, выработанный в центре христианского мира, принимают как опытное выражение получаемой ими истины, запечатленное в художественных формах» (цит. по https://www.pravenc.ru/text/387113.html).

.

Очень важную роль в формировании концепции (говоря современным языком) украшения храма сыграла деятельность Константинопольского Патриарха Фотия (9 век). Он придавал особое значение восстановлению и распространению церковного искусства, считая, что именно через созерцание священных образов приходит наиболее полное постижение христианских истин: «И само зрение, излиянием и истечением оптических лучей как бы ощупывая и исследуя образ увиденного, посылает его в разум, позволяя, чтобы он был оттуда переправлен в память для безошибочного собирания знаний» (цит. по https://www.pravenc.ru/text/387113.html). Внутреннее пространство храма должно было помогать литургическому действу и изображать Мир Небесный, модель идеального Града Небесного. (Подробнее о системе росписи Православного храма можно посмотреть в одноименной статье на сайте Музея Христианского искусства Троице-Сергиевой Лавры https://christianmuseum.ru/c/obrazovatelnii-kurs/chast-3/article-3-1). Поэтому все изображения, которые есть в храме, и их расположение не случайны, это несет определенный смысл для нас, пришедших в храм. И узнать о месте расположения, и конечно, о содержании иконописного образа очень интересно и полезно, ведь это помогает нам глубже понять смыл богослужения и церковных праздников (событий).

Дополнительные материалы:

Видео и аудио:

  1. Праздник Торжество Православия в искусстве 25 мин.

Автор цикла — Ирина Языкова, российский учёный, искусствовед, специалист по христианской культуре, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея.

https://youtu.be/Pz0iowtzbVA?si=wfjgmn0g9VKNang2

  1. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ.

Священник Валерий Духанин   — 12 минут

https://youtu.be/cvzKJWeo0TQ?si=szfV-xP_3q3aVBJt

  1. Торжество Православия. Библейские основания иконопочитания.

Протоиерей Олег Стеняев  — 14 мин. https://youtu.be/Mj-t1bhehgc?si=boyfxibHmZ3U7CI2

  1. Торжество Православия — что это значит?

Иерей Георгий Максимов 19 мин.

https://youtu.be/x0tRV1ef2qk?si=0wwcZXodxhgjhGrj

  1. Синаксарь в неделю 1-ю Великого Поста . Торжество Православия. История праздника — 8 мин.

https://youtu.be/L31VYJbdLRM?si=epngnAMC2it6pdQc

 

  1. Сретенский монастырь. Литургия. Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия — 2ч. 55 мин.

https://www.youtube.com/live/4qlxOsBlIUM?si=AYWuYAAPwRSuw0rT

 

  1. Чин Торжества Православия. Храм Христа Спасителя. 38 мин.

https://youtu.be/kMxOmMYIU0c?si=oDPcqsKFOljrvQu9

 

Для чтения:

  1. Прот. Вячеслав Резников. О Торжестве Православия. Неделя первая Великого поста.

https://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Reznikov/propovedi-na-kazhdyj-den/44_2

  1. Торжество Православия 1-е Воскресенье Великого Поста – 2 марта 1969 г.

https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/propovedi/9_7

  1. Аскетическая проповедь. святитель Игнатий (Брянчанинов)

Слово в первую неделю Великого поста. О Православии  https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/15

 

 

 

(19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.